15:01 «Такая красивая — и на коляске» | |
Продавцов, официантов и менеджеров научат правильному обращению с инвалидами
В магазинах, парикмахерских, ресторанах и других заведениях сферы обслуживания вскоре может появиться свод правил для работы с инвалидами. Сотрудникам предприятий расскажут об этикете общения со слепыми или глухими клиентами, объяснят, как разговаривать с аутистами и предложить помощь колясочнику, чтобы тот не обиделся. Авторы инициативы уверены, что это поможет избежать впредь повторения неловких ситуаций и скандалов, когда людей с особенностями или ограниченными возможностями унижали и даже выгоняли из подобных учреждений. Один из авторов инициативы, специалист по консалтингу Инна Власова — мама ребенка-аутиста. Ей не раз приходилось сталкиваться с непониманием персонала в торговых центрах и ресторанах. «Недавно ходила покупать очки, — рассказывает Инна.— Сына не с кем было оставить. Ему 7 лет, но выглядит он старше. Пока я выбирала оправу, он забеспокоился, бегал по залу. Продавец принялась читать мне нотацию, что ребенок невоспитанный, почему родители за ним не следят. Покупать мне в этом заведении что-то расхотелось. Просто развернулась и ушла. А в другой оптике этой же сети молодые девушки, пока я определялась с заказом, заняли ребенка. Естественно, к ним я приду еще не раз. В кафе нас часто просят уйти. Но это вовсе не из-за хамства. Сотрудники этих заведений тоже люди. И просто теряются в спорных, нестандартных ситуациях, чувствуют себя неловко, скованно, боятся негативной реакции других посетителей. Поэтому выбирают самый простой способ — избавиться от странного клиента. Так, кстати, произошло и с сестрой модели Натальи Водяновой». Чтобы избежать такой непреднамеренной дискриминации, Власова и ее единомышленники предлагают составить своеобразные книжки-шпаргалки для правильного общения с инвалидами. Кроме того, компании по управлению персоналом могли бы проводить специальные тренинги для сотрудников. «Сценарии общения с разными категориями покупателей есть сегодня у большинства торговых сетей, — продолжает Власова. — Например, в магазине женского белья продавцам объясняют, как нужно встречать клиентов-дам и клиентов-мужчин, какие вопросы им задавать, какие предлагать товары. Поэтому мы предлагаем разработать специальные памятки для обслуживания людей с ограниченными возможностями».
«Нужно помнить, например, что инвалидная коляска — неприкосновенное личное пространство, — объясняет Власова. — Нельзя на нее облокачиваться или катить без разрешения. При разговоре с инвалидом следует обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику. Это может оскорбить. А магазинам или заведениям общепита создание комфортной среды пойдет на пользу. Грамотное и тактичное отношение с особыми клиентами — весомый аргумент в борьбе за их лояльность. В период кризиса это особенно актуально. Давайте не забывать, что далеко не все инвалиды малоимущие. Среди них много вполне платежеспособных клиентов». У Сони Пак ослабленное зрение. Большие супермаркеты она обходит стороной. Там непонятная для нее навигация и слишком мелкие ценники. «Это серьезная проблема, если сотрудники магазинов не знают как помочь особенным клиентам и не готовы к этому, — говорит Соня. — Когда обращаешься с просьбами к неподготовленным людям, те порой шарахаются в сторону. Другие сердятся, если инвалид по нескольку раз переспрашивает, что указано на ценнике. Есть проблемы и в заведениях общепита. Недавно в кафе самообслуживания выбирала чай с помощью кассира. А распаковав пакет, обнаружила, что купила презерватив». Мария Генделева уже 12 лет передвигается на коляске. По ее словам, инструкции с рекомендациями, как правильно общаться с инвалидами, просто необходимы для сферы услуг. «Хотя в последнее время с этим сталкиваюсь все реже, больше всего огорчает бестактность людей, — говорит Мария. — Недавно в торговом центре сдавала пальто в гардероб. Бабушка, которая там работала, начала меня выспрашивать, что случилось, как заболела. Потом запричитала: "Надо же, такая красивая и на коляске". Я понимаю, что она так хотела показать свое сочувствие. Но настроение у меня было испорчено на весь день».
Директор региональной общественной организации инвалидов (РООИ) «Перспектива» Денис Роза напоминает, что курсы по основам вежливости для предприятий сервиса существуют во многих странах. «В Англии, например, таксисты проходят тренинги по этике общения с инвалидами, прежде чем получают лицензию, — рассказывает он. — Их учат правильно помогать человеку пересесть из коляски в машину, помочь ему выйти. Многие инвалиды не держат спину и надо знать, как в этом случае действовать. Например, лучше если помогать будут двое. Один берется под мышки, другой — под колени. Насколько я знаю, в Сочи перед паралимпийскими играми тем же таксистам и волонтерам проводили подобный инструктаж. Официанты в Европе также проходят аналогичные курсы. Очень много нюансов. С людьми, у которых плохой слух, нужно разговаривать, не отворачиваясь в сторону. Собеседник тогда может считывать ваши слова по губам. Либо при трудностях в коммуникации можно переписываться при помощи блокнота или планшета. У человека с гиперкинезом (например, детский церебральный паралич) необходимо поинтересоваться, какая сервировка удобнее. Ему может понадобиться соломинка, глубокая или, наоборот, мелкая чашка. Разговаривая с человеком на коляске, желательно либо отойти чуть подальше, либо присесть на стул, чтобы собеседнику не приходилось задирать голову». Денис Роза отмечает, что среди российских компаний в последнее время повысился интерес к этой теме. По статистике около 10 процентов россиян — люди с ограниченными возможностями. Но если раньше они предпочитали сидеть дома, не рискуя очутиться во враждебном окружении, то теперь явно наметился тренд на социализацию инвалидов. «К нам часто обращаются компании, чьими услугами пользуются люди с особенностями и инвалиды, — продолжает глава "Перспективы". — Нас просят организовать обучение, провести тренинги по созданию правильной безбарьерной среды. Речь идет как об оснащении различными приспособлениями, так и об элементарном общении. Мы даже перевели на русский, с разрешения авторов, книгу по этикету общения с инвалидами, составленную сотрудниками Национального центра доступности США. Брошюра пользуется спросом. Мы можем только приветствовать, если и в России появится свой стандарт обслуживания инвалидов, в котором найдут отражение и зарубежный опыт, и наши наработки». Наталья Гранина | |
Если вам понравилась наша статья, значит мы не зря тратили время на её поиск. Поделитесь статьёй с друзьями в знак благодарности. |
Всего комментариев: 2 | |
| |
Человеческий мозг – самый сложный и малоизученный орган. Но несколько интересных фактов известны доподлинно.
От чего зависит скорость реакции?
Скорость нервного импульса, который ...
Ход конём вполне назрел. Главный антироссийский аргумент Запада, может быть обращен против него самого Президент США Дональд Трамп на совместной пресс-конференции с премьер-министром Великобритании...
Минтруд обсуждает введение налога для трудоспособных лиц, официально не работающих, как в Белоруссии, где действует налог за тунеядство, заявил замминистра труда ...
Еще каких-то пару лет назад День Победы в представлении многих укладывался в два неизменных события - парад на Красной площади и торжественный салют в 22.00. То, что происходило днем на праздничных...
Суд в Твери приговорил инженера-механика Андрея Бубеева к двум годам и трем месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Поводом для преследования стали один репо...
Интересные факты о человеческом мозге |
Просьба Путина не отменять санкции обеспечит Западу ступор. |
Трест, который лопнул: члены НАТО не хотят сдавать деньги на альянс |
Что именно крадет у пользователя Windows 10? |
Посольство РФ потребовало от КНДР освободить российскую яхту и её экипаж |
В России готовят налог для безработных. |
К чему нужно быть готовым, если вы собираетесь участвовать в акции “Бессмертный полк” |
Украинцы попадут в Европу частями. Рада одобрила закон об изъятии органов |
Жителя Твери приговорили к двум годам за репост во «ВКонтакте» |
В Волгограде требуют не наказывать школьную учительницу, которая совратила ученика |
Роэн - приемный сын актрисы, которого она усыновила, будучи замужем за вице-президентом и редактором газеты "San Francisco Chronicle" Филом Бронштейном....
Андерс Брейвик, расправившийся с 77 людьми, смог отсудить у Норвегии чуть более 35 тысяч евро в качестве компенсации за нарушение своих прав. Выяснилось, что Брей...
В начале осени 2014 года ушла из жизни русская женщина, которая показала всему миру, что означает "настоящая любовь". В последний путь 94-летнюю Клавдию...
Посольство РФ в Северной Корее потребовало от министерств иностранных дел и Народных вооружённых сил КНДР немедленно проинформировать о причинах и обстоятельствах...
Если не получается свалить в Европу целиком, любой свидомый скоро может переправится туда частями - сперва почками, потом печенью или еще каким донорским органов. Украина становится настолько свобо...