Главная » Статьи » Главная » Статьи о людях искусства |
Карьера военного корреспондента газеты "На страже Родины" Александра Твардовского началась еще в ходе Финской компании. Уже тогда появились задумки написать книгу-рассуждения о войне и нелёгкой солдатской доле. Получившийся образ простого русского парня - сильного и добродушного, Твардовский считал удачным. Тёркин стал сатирическим героем небольших стихотворений-фельетонов, написанных для газеты. В 1940 году коллектив выпустил брошюру "Вася Тёркин на фронте", которую часто давали бойцам как своеобразную награду. 22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него. Ныне Твардовский не самый популярный поэт. Русской литературе возвращено творчество поэтов серебряного века, поэтов и писателей русского зарубежья, репрессированных и прежде замалчиваемых писателей. Все это заставляет корректировать, уточнять оценки, восприятие привычной для нескольких поколений читателей отечественной классики ХХ века. Но все переоценки (они в конце концов необходимы, иначе литература закостенеет в своем развитии) не могут принизить того главного, что есть в поэмах Твардовского, и об этом главном надо знать новым поколениям школьников. Тревога за судьбу поэтического наследия Твардовского: "Неужели настоящая поэзия в новом веке окажется потерянной для России? Такую лакуну в духовном и культурном нашем ландшафте уже нечем будет восполнить; такая потеря, естественно, повлечет за собой новый виток деградации языка, а значит, и национального духа... В частности, не надо пренебрегать поэтическим наследием Александра Твардовского, всей крупнотой его драматичной личности". "А всего иного пуще Не прожить, наверняка - Без чего? Без правды сущей, Правды, прямо в душу бьющей, Да была б она погуще, Как бы не была горька! Б. Серман Александр Твардовский – выдающийся поэт современности. В своих произведениях он стремился запечатлеть трудный и напряженный духовный процесс, который тогда переживали "сто тысяч деревень, сто миллионов душ", и уловить яркие проявления новых человеческих качеств, складывавшихся под воздействием огромных перемен в жизни. Форма произведений Твардовского кажется на первый взгляд очень простой. Но если внимательно вслушаться в звучание стихов поэта, мы поймем, какой виртуозной техникой достигается эта простота. Моим любым произведением писателя является стихотворение "Я убит подо Ржевом" написанное в 1945-46 годах «Я убит подо Ржевом, Я не слышал разрыва «Правда сущая» присутствует и в поэме Твардовского «Дом у дороги». В поэме главенствует лирическая стихия, начиная уже с описания последнего мирного утра Андрея Синцова, этой изумительной по живописности и звучанию картины прерванного войной вековечного крестьянского труда, вплоть до горько перекликающегося с ней финала, когда вернувшийся на пепелище израненный солдат снова, как прежде, берется за косу. Война предстает в поэме отнюдь не в стиле быстро расплодившихся «батальонных полотен», я в самых простых, но ранящих сердце подробностях бытия, определяемого отныне совсем другими, чем в мирные дни, законами, потому что «хозяин теперь всему война»: недойные стада, в спешке угоняемые от наступающего врага, осоловевшие от жары и усталости дети, трясущиеся на возах, опустошенные лавиной беженцев колодцы, где «ведра глухо грунт скребли, гремя о стенки сруба». В последние годы жизни Твардовский достиг предела лаконизма в решении заветной темы: «Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том, что они – кто старше, кто моложе – Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, – Речь не о том, но все же, все же, все же...» Смысл этого стихотворения и том, что Твардовский хотя и осознает, что нет его вины перед теми, кто погиб, защищая Отечество, но он чувствует себя виноватым, потому что они умирали, защищая и его, и нас, и наше будущее, и потому, что Твардовский мог тоже погибнуть, но не погиб. И нет практической вины Твардовского, « но все же, все же, все же...» И все мы будем виноваты, если предадим забвению память о них – павших «ради жизни на Земле», Нравственная высота, достигнутая поэтом, побуждала его в дальнейшем ко все более взыскательному взгляду на окружающее, на жизнь. Находясь на вершине славы и общественного признания, Твардовский по-прежнему оставался в высшей степени требователен к себе, мучаясь тем, что «недосказал» всей правды о пережитом. Так появляется тема поэмы «По праву памяти», подытожившей, а во многом и переосмыслившей пережитое и самим поэтом, и его близкими. В 1950 — 60 была написана поэма "За далью — даль" и в 1967 — 1969 — поэма "По праву памяти", где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликованная только в 1987. Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием "Родина и чужбина". Проявил себя и как глубокий, проницательный критик: книги "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), статьи о творчестве С. Маршака, И. Бунина (1965). Многие годы Твардовский был главным редактором журнала "Новый мир", мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию. Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Троепольскцй, Молсаев, Солженицын и др. 18 декабря 1971 А. Твардовский скончался после тяжелой болезни. Что нужно, чтобы жить с умом Понять свою планиду Найти себя в себе самом И не терять из виду,
Алла Молодкина
| |
Просмотров: 867 | | |
Как отвечать на психологическое давление на человека |
45 уроков от 90-летней старушки, время над которыми не властно. Делай, как она! |
Шутка с долей правды. Шесть исторических анекдотов о Екатерине Великой |
Год 1913. Россия, которую мы потеряли |
Управление гневом. Как быстро успокоиться и не злиться? |
Хорошо быть старым. О преимуществах пожилого возраста |
За что сожгли Жанну д'Арк: удивительные факты об Орлеанской деве |
Влияние алкоголя на энергетику человека |
Слово об Александре Васильевиче Суворове… |
Станислав Гроф: Людьми управляют матрицы |
Всего комментариев: 0 | |